«Живой музей» — авиационный тренажер Ту-134А

Tupolev Tu-134 flight and navigation training device

Сохраняя историю, мы сохраним уважение к труду наших предков.

Внизу на фото: так началась работа по восстановлению передней части корпуса самолета Ту-134.

Цель работы – создать полноценный тренажер лайнера Ту-134 на динамической платформе с пилотажно-навигационным оборудованием, системами визуализации и имитации акустических шумов, позволяющий максимально достоверно передать атмосферу реального полета.

Начало работ – 11 января 2008 года, первый демонстрационный полет – 11 января 2011 года.

Описание

Тренажерный комплекс включает фрагмент кабины самолета Ту-134А б/н 65818, закрепленный на карданном шарнире и установленный на опоре подкабинной рамы. Узел шарнира рассчитан на угловое перемещение кабины в двух координатах для имитации эволюций ЛА во время реального полета. Управляющими механизмами платформы являются пневматические цилиндры промышленного применения Festo с системой распределения подачи воздуха, управляемой контроллером FHW. В кабине имеются 4 штатных рабочих места: КВС, второй пилот, штурман, бортинженер.

Система визуализации внекабинного пространства (СВВП) предназначена для имитации вида из пилотской кабины как на земле, так и в воздухе и динамически связана с математической моделью полета, обрабатываемой ЦВС тренажера.

СВВП содержит один канал видеопередачи, проецируемый через короткофокусный проектор на экран, размещенный перед остеклением кабины пилотов. Для адекватного отображения «центра» визирования используется программное разделение «точки взгляда» для правого и левого пилота. На рабочем месте штурмана установлен дополнительный канал визуализации, подключенный к каналу пилотов через VGA-сплиттер.

Приборное оборудование

Имитаторы кабинного приборного оборудования расположены аналогично оригиналам и управляются ЦВС тренажера посредством переферийных контроллеров FHW. Внешне имитаторы являются копиями реальных авиационных приборов и индицируют величины и показания в соответствии с режимами полета. Кабина тренажера оборудована в целом в соответствии с оригиналом, однако некоторые приборы заменены аналогами с упрощенной индикацией:

Место КВС

Вместо авиагоризонта КПП-1 установлен резервный авиагоризонт АГР-4300

Вместо курсового НПП установлен гирокомпас RCA-15

Вместо резервного АГД-1 установлен курсо-глиссадный прибор KI-204

Место штурмана

Приборное оборудование сымитировано на мониторе, установленном на штатном месте приборной панели.

На монитор выведен комплект пилотажно-навигационных приборов, цифровые имитаторы радиосвязных пультов, система GPS-500. Место штурмана, кроме того, предназначено также для управления и настройки программных систем тренажера и ЦВС. Там же расположен пульт управления питанием тренажера (5В, 12В, 24В и 220В~)

Система имитации акустических шумов (ИАШ)

Включает три УНЧ и 7 акустических колонок, распределенных по кабине для имитации объемной звуковой картины внутрикабинных шумов и вибраций (звуки работающих двигателей, уборки/выпуска шасси, движения по ВПП, шум набегающего воздушного потока и т.д.). Управление звуковым каналом осуществляется путем преобразования сигнала математической модели полета от ЦВС звуковой картой и подачи его на УНЧ ИАШ.

Характеристики ИАШ

Общая потребляемая мощность – 150 Вт

Общая выходная мощность – 90 Вт

Количество полос – 3

Количество выходных каналов – 7

Имитаторы органов управления

Штурвальное управление выполнено по схеме, аналогичной самолетной, с использованием реальных штурвалов. Центр вращения штурвальной колонки (ШК) по тангажу смещен назад на 200 мм, что позволяет имитировать движение ШК Ту-134. Загружатели пружинные. Педали управления, рычаги управления двигателями (РУДы) и соеденительные тяги использованы штатные. Колеса триммера тангажа не подключены и являются муляжами. Для управления триммерным эффектом тангажа используется имитатор МЭТ, управляемый переключателями, установленными на штурвалах пилотов.

Тренажер Ту-134А размещен в учебном (11-й корпус) ангаре НАУ и работает как действующий экспонат авиационной техники.